«Профсоюзы Алтая» продолжают традицию публикации развернутых интервью с профсоюзными лидерами по самому широкому кругу вопросов. На очереди председатель Алтайского краевого союза организаций профсоюзов с его мыслями о профсоюзах, власти, тактике правозащитного процесса и чуточку о себе.
– Иван Евгеньевич, Вы достаточно давно в профсоюзной среде, на руководящей должности и имеете серьезный опыт. Что сейчас, по вашему мнению, представляют собой профсоюзы, какова их роль в обществе?
– Уверен, что нужно четко понимать: в нынешних условиях профсоюзы – это совсем не то, что было в советское время. До сих пор иногда бытует мнение, что профсоюзы занимаются распределением благ, как это раньше было, в виде квартир, машин. Новые социально-экономические реалии диктуют совершенно другие цели и задачи нашей работы. На сегодняшний день наша главная цель – это защита социально-экономических прав трудового человека. Я подразумеваю, прежде всего, правовую защиту, охрану труда, отдых и оздоровление. Главная функция профсоюзов – защитная, отстаивать интересы человека труда. Делать это нужно на всех уровнях: местном, региональном, федеральном. А профсоюзная работа подразумевает взаимодействие с властью и работодателями. В нынешних условиях, наверное, нужно говорить о налаживании механизмов социального партнерства, то есть о создании таких условий, когда трудовые отношения ставятся под контроль профсоюзов с целью наилучшего обеспечения прав трудящихся. Если мы говорим о региональном уровне, то нашими социальными партнерами выступают краевое правительство и объединение работодателей, если о местном, то ближайшими партнерами здесь являются муниципальный орган власти в лице районной администрации и совет промышленников либо предпринимателей. С ними мы заключаем трехстороннее соглашение, в котором закреплены не только основные принципы взаимоотношений, но и конкретные механизмы обеспечения прав, находящие выражение в коллективных договорах, это и вопросы темпов роста заработной платы, ее индексации. На федеральном уровне также социальное партнерство в первую очередь обеспечивают Федерация Независимых Профсоюзов России, Правительство Российской Федерации и всероссийское объединение работодателей.
–Что следует делать профсоюзам на современном этапе, в сложившихся условиях?
– Вот эта функция защиты прав через трехсторонние соглашения сама по себе очень важна. В вопросах взаимоотношений каждая сторона отстаивает свои интересы, которые, конечно, далеко не всегда совпадают. Отнюдь не считаю себя марксистом, но нужно признать, что противостояние между трудом и капиталом всегда было, есть и будет. Работодатель постоянно стремится снизить, минимизировать свои издержки, в том числе за счет зарплат, оснащения производства. У правительства свои интересы, которые могут быть обусловлены наполняемостью бюджета. Профсоюзы могут просить много, но нужно учесть, что мы живем в реальных условиях, в реальное время, и если говорить об Алтайском крае, то нужно понимать,
что бюджет региона, с одной стороны, весьма ограничен, а с другой – в значительной мере дотационный. И поэтому лишь по одному требованию профсоюзов повысить заработную плату всем в разы маловероятно всех осчастливить. Нужна ежедневная кропотливая работа, иногда в некоторых вопросах на протяжении многих лет, по отстаиванию законных интересов и прав человека труда.
– Говоря о проблемах нашего региона, что Вы видите в первую очередь, как председатель регионального объединения профсоюзов?
– Не устану повторять, подчеркну еще раз: главная проблема – это зарплата! Ее уровень в Алтайском крае оставляет желать лучшего – что в бюджетной сфере, что в реальном секторе экономики. В нашем случае, конечно же, это, в первую очередь, связано с бюджетной наполняемостью и в целом по краю, и в муниципалитетах. Есть проблема теневой занятости, когда предприниматели не склонны показывать наём работников, да и сами работники не стремятся к легализации своего труда. Остро стоит тема «серых» заработных плат. Неофициально занятые граждане работают, не оформляя трудовой договор, не уплачивая налоги и страховые взносы, соответственно, остаются без социальных гарантий. Причём зачастую в теневом секторе платят зарплату ниже минимального размера оплаты труда. Получается замкнутый круг: нет отчислений, в бюджетах не хватает на самое необходимое, зарплаты низкие, легально работать люди не желают. Отсюда начинают проистекать и другие проблемы, в том числе демографические, и это нежелание создавать семьи, заводить детей, ну и,конечно, отток населения в другие, сравнительно более благополучные регионы. Немаловажен фактор и внутренней миграции, когда люди вынуждены переселяться из районов в города, бросая жилье, устоявшийся уклад жизни. Обращает на себя внимание нарастание этой тенденции. Почему люди уезжают? Да потому что в иных местах и зарплаты выше, и уровень жизни лучше. Поэтому вопрос заработной платы и ее легализации – ключевой для региона.
Не скрою, у профсоюзов есть определенные претензии к власти по поводу исполнения «майских» указов Президента 2012 года в части зарплат. Сегодня мы наблюдаем и громко говорим об этом, что их исполнение достигается только за счет увеличения интенсивности труда. Работников бюджетной сферы, врачей, учителей, сотрудников учреждений культуры, муниципальных служащих вынуждают работать на 1,5 – 2 ставки, соответственно увеличивая нагрузку, вменяя дополнительные обязанности, существенно увеличивая продолжительность рабочего времени. Практика исполнения поручений по повышению зарплат в параметрах, обозначенных указами, вынуждает людей работать на несколько ставок, что совсем не способствует нормализации трудовых отношений и повышению качества исполняемой работы.
Если говорить о реальном секторе экономики, то возникает много вопросов по минимальной заработной плате. У нас есть региональное соглашение, предусматривающее, что это 13 тысяч рублей, без учета районного коэффициента и иных стимулирующих выплат. Прошу учесть, что эта сумма не меняется с 2019 года. В прошлом году в связи с пандемией мы пошли на существенные уступки работодателям и согласились эту цифру не увеличивать. Недавно мы услышали, что Минтруд намерен увеличить МРОТ на 6,4 % и, соответственно, он будет составлять примерно 13,6 тыс. рублей. Учитывая опыт прошлых лет, мы будем вести переговоры с работодателями и правительством, направленные на увеличение минимального размера. Наше понимание таково: 13600 – МРОТ для бюджетной сферы, а для предприятий реальной сферы экономики региона он должен быть существенно выше. Повторюсь: суммы эти должны быть без учета районного коэффициента и иных стимулирующих выплат. Эта позиция, которую мы постоянно отстаиваем, она прямо обозначена в действующем законодательстве и региональном соглашении, но зачастую игнорируется собственниками и руководством предприятий. И я думаю, нам удастся добиться намеченного.
– Иван Евгеньевич, несколько провокационный вопрос: что для вас означает должность председателя краевого объединения профсоюзов?
– Признаться, это все-таки непростая должность. Для меня она никогда не была самоцелью. Я долгие годы работаю в профсоюзах, это значительная часть моей жизни, практически вся. Как бы громко это ни звучало, я живу работой, для меня она не ограничивается временным интервалом с 8 утра до 5 часов вечера. Всегда на связи, в любое время готов включиться в решение любого вопроса профсоюзной работы, как бы он труден ни был. Хоть в снег, хоть в зной, хоть в выходной. Сейчас для меня, в некотором роде, это стало смыслом жизни.
Оценивая работу в этой должности, наверное, нужно говорить и о достижениях, и о проблемах. Хвастаться первыми профсоюзному вожаку недостойно, а проблемы нужно решать, что я и делаю. Мой принцип: в решении проблем важно всю ответственность брать на себя, быть понятным и работоспособным. А дальше с коллективом можно свернуть любые горы. В этом я убедился.
Общественной работой я занимался со школьной скамьи, поэтому направленность моего сознания была предрешена. Когда поступил в педагогический университет, я вступил в первичную профсоюзную организацию студентов и, как говорится, понеслось… Был простым профоргом, потом возглавлял комиссию по контролю за точками общественного питания, затем стал заместителем председателя первичной профсоюзной организации студенческого профкома. Общественная жизнь захватила меня своей возможностью проявить себя, испытать собственные силы в решении сложных вопросов, помочь другим. Потом, когда пришел в Алтайский крайсовпроф, прошел путь от рядового сотрудника до первого лица. Вначале, в низовом звене, занимался оргработой, а это фундамент профсоюзного процесса. Здесь я понял, что профсоюз – это для людей. Работай, отдавай всего себя, все получится. Затем поднялся от главного специалиста до заместителя председателя краевого объединения. Ну а затем через несколько лет я был выдвинут и получил поддержку на выборах председателя. Если это карьера, пускай. Но и обвинить меня в карьеризме, пожалуй, не удастся, мне доверяют люди.
– Как организована Ваша работа в качестве председателя, что сделано за минувшее время?
– Хочется много сделать. Конечно, и успели немало. Вот, к примеру, соглашение по минимальной заработной плате, куда мы добились включения нормы о том, что в ее объём не включаются компенсационные выплаты и надбавка регионального коэффициента. К этому мы шли долго и нелегко, будем это контролировать. За время председательства лично для меня вопросы, связанные с зарплатой людей труда, были на первом месте. Менялась система оплаты труда в образовании, в сфере здравоохранения, все это сопровождалось сложными переговорными процессами. Здесь нужно было выстроить взаимодействие с отраслевыми профсоюзами, активизировать первички. Не менее важна для меня и правозащитная работа, а это нужно вникать в конкретные ситуации людей. Сейчас принято все мерить экономической эффективностью. Так вот, только за прошлый год наша эффективность составила свыше 70 миллионов рублей, а это реальные деньги, которые получили люди после нашего вмешательства, которые были прежде недоплачены в зарплатах, пенсиях, иных выплатах.
Сам председатель, аппарат краевого объединения, аппарат крайсовпрофа – мы постоянно анализируем ситуацию в крае, сравниваем ее с другими регионами, находим возможные выходы из проблемных ситуаций, работаем над тем, чтобы жизнь человека труда стала чуточку лучше. В этом процессе нам приходится взаимодействовать с трудовыми коллективами, настраивать на это власть – как исполнительную, так и законодательную. Я вообще считаю, что профсоюзам нужно наращивать свое присутствие в органах власти. Нужно поддерживать тех кандидатов, которые реально могут содействовать профсоюзам в их начинаниях. Более того, руководство Федерации Независимых Профсоюзов России ставит задачу наращивания влияния профобъединений на структуры власти через участие в выборном процессе, и я для себя, как руководителя, ставлю такую же. Впереди у нас выборы депутатов в краевое Законодательное Собрание, и я думаю, наше представительство в нем является приоритетом на данном этапе.
– Какие качества характера Вы бы в себе отметили как определяющие?
– Считаю, что председатель профобъединения – это, прежде всего, лидер, однако этого недостаточно. Он должен еще обладать определённым уровнем дипломатичности. Мы постоянно ведем переговоры, такова специфика процесса. Переговоры разные, простые и сложные, часто эмоциональные, иногда затяжные и непредсказуемые. Каждый раз нужно продумывать тактику, не забывая об общей стратегии. Иногда, сделав шаг назад, можно получить существенное преимущество, на которое трудно рассчитывать, идя напролом, без учета реальной обстановки и расклада сил. Проиграв сражение, иногда можно выиграть войну. Но вот верить в успех нужно, а еще быть настойчивым, увлеченным, любить то дело, которым занимаешься и выбрал в этой жизни. Как в моем любимом фильме «Служебный роман» говорил главный герой: «Я хожу на работу с удовольствием. Труд облагораживает человека».
СПРАВКА
Иван Панов родился 11 января 1983 года в Барнауле. В 2006 году окончил Барнаульский государственный педагогический университет по направлению «Филологическое образование», а в 2012 году – Академию труда и социальных отношений по специальности «Юриспруденция».
Начал трудовую деятельность в 2004 году корреспондентом одной из ведущих телекомпаний краевого центра. С декабря 2004 года на профсоюзной работе: вначале заместитель председателя профкома студентов БГПУ, с 2008 года главный специалист, а затем и заместитель заведующего организационным отделом Алтайского крайсовпрофа.
В 2013 году Иван Панов избран заместителем председателя Алтайского крайсовпрофа.
В июне 2018 года решением Совета Алтайского краевого союза организаций профсоюзов избирается и. о. председателя Алтайского краевого союза организаций профсоюзов (Алтайского крайсовпрофа) на срок до проведения конференции. В сентябре 2018 года на внеочередной XXIV конференции Алтайского краевого союза организаций профсоюзов (Алтайского крайсовпрофа) избран председателем Алтайского краевого союза организаций профсоюзов (Алтайского крайсовпрофа).
Награжден различными наградами федеральных и региональных органов власти, грамотами Алтайского крайсовпрофа, ФНПР, отраслевых профсоюзов. В 2009 году занесен на Доску Почета «Слава и гордость Барнаула».