Рубцовский район: Жить просто и счастливо

Фото: газета “Хлебороб Алтая”

Посёлок Бугры мало приметен: он спрятался в глубинке алтайской степи, прикрывшись невысокими холмами. Сейчас здесь всего 57 жилых дворов, но жизнь теплится благодаря наличию одной из ферм ООО “Страна” и занятым в животноводстве людям.

Оператор машинного доения Наталья Петровская – лидер по надоям, её фамилия постоянно присутствует в списке передовиков как хозяйства, так и района. Но успех, как правило, складывается из нескольких составляющих. Если говорить обобщённо, то это гармония во всех сферах жизни. А о частностях мы узнали из беседы со скромной труженицей.

– Наталья, вы коренная сельчанка?

– Да. Здесь родилась, выросла и живу, никуда не уезжала.

– Профессию доярки, как до сих пор говорят в народе, вы по наследству переняли?

– Не совсем. Мама моя всю жизнь в колхозе работала разнорабочей, а вот свекровь была дояркой. Она меня, собственно, потихоньку и подвигла к этому делу. А я работала поваром в местной школе. Десять лет проработала. В 2013 году школу закрыли. Я устроилась в хозяйство (оно тогда еще называлось СПК “Страна Советов”), разнорабочей. Меня приметили и сюда позвали.

– Приметили? Чем вы себя проявили?

– Ответственностью, наверное. Когда шла уборка или посевная, мы помогали на складе зерно загружать и разгружать. Иногда дотемна задерживались, и вызывали нас в любое время. В период сенокоса мы животноводческие помещения белили. Везде, куда пошлют, там и работали.

Заведующий МТФ №3 Сергей Михайлович Петровский давно говорил: “Приходи ко мне”. Я отказывалась, меня все устраивало. Но Сергей Михайлович забрал меня в растельную. Мы там с Зоей Набродовой работали год. Она более боевая, я с ней научилась всему. Там же идут коровы со всех групп. Сначала их не знаешь, потом они телятся, раздаиваешь их, они к тебе привыкают. А есть ведь телки, которые в первый раз доятся. Ужас, конечно, бывает, они же и прыгают, и лягаются. Страшно. Но я потихоньку освоилась. В 2015 году одна женщина, Татьяна Николаевна Щербакова, на пенсию собралась, а у нее группа коров хорошая. Вот Сергей Михайлович меня и поставил на эту группу. Я, конечно, сильно переживала.

– Почему? вы же наверняка умели коров доить?

– Да, с детства. У нас большая семья – десять детей, я по счету пятая. Мама постоянно на работе была, а мы из школы приезжали и принимались за хозяйство, одни в огород шли, другие в сарай. Но дома коровы одни и те же, а здесь-то их много, и все разные.

– У вас на ферме трудятся четыре доярки, у каждой в группе 60 голов в среднем. Вы сейчас в лидерах, причём не первый раз. Почему у вас коровы лучше доятся?

– Мне дали хорошую группу, а я поддерживаю результаты.

– То есть высокие надои вы себе в заслугу не ставите? Но ведь всё равно есть секреты профессионального мастерства. Может, вы по-особому ухаживаете за своими подопечными, по-другому привечаете, разговариваете с ними?

– Ну да. Я же всех знаю. Кому на запуск, муки поменьше даю, а которая доится, той побольше. Вот они и бегут в загон сломя голову. Я, когда мою коров, всегда руку кладу на хребет: кого почешу, кого поглажу. Девочки надо мной первое время смеялись: мол, чего ты на них виснешь? И коровы сначала пугались, а сейчас все стоят абсолютно спокойно. Разговариваю с ними. Если корова заболеет, жалко ведь ее. Вымя болит, так я его потихонечку мажу, массирую.

– То есть вы к коровам в хозяйстве также относитесь, как к тем, что на подворье?

– Конечно. А как по-другому? Разницы нет, только их числом больше. Вообще на ферме все понимают значимость нашей работы. Был сложный период, когда существование хозяйства было под угрозой. Мы задумались о том, что если никто не будет здесь работать, то и населенный пункт со временем исчезнет. Убрать коров-то быстро, а потом жить как? Ведь только за счет хозяйства у нас есть дороги, возят продукты в магазин. Благо, в 2017 году нас АО “Мельник” взяло под свое крыло.

– Как сейчас проходит день на ферме?

– Приходим к 5 часам утра, подготавливаемся к дойке – чистим, корм задаем; с 6.00 примерно до 8.30 доим, потом коров выгоняем на пастбище, идем домой. К 14.00 возвращаемся, коров встречаем, привязываем, чистим, кормим; в 17.00 дойка начинается, до 20.00 доим. С переводом на трехразовую дойку будем приходить к 12.00. Хорошо, рядом живем, до дома минут 5-6. Мы тут с девочками решили закачать приложение “Шагомер” на телефон, чтобы узнать, какое расстояние проходим. В 9 часов включили, домашние дела переделали и к моменту, когда на ферму пришли, уже было 15000 шагов. Перевели в километры – 7,1 км намотали.

– И всё равно, как я понимаю, вам сельская жизнь милее?

– Конечно. Я в городе долго не могу. Если мы туда поехали, то за полдня стараемся управиться и вернуться домой, пусть по темноте, но домой. Тут лучше. За порог вышел – раздолье, дыши полной грудью!

– Дома держите хозяйство?

– Сначала держали трех коров, потом двух и телят. В том году избавились от коров, потому что муж работает в Новониколаевке, уезжает рано, приезжает поздно. А одной тяжело управляться. К тому же, получается, в зиму мы будем три раза ходить на дойку. А дома тоже ведь надо животных напоить, накормить, семью обиходить, печку затопить.

Телят выращиваем на мясо и на продажу. Птица есть – куры, утки. Так что пельмени, манты, чебуреки – все сами лепим, в магазине только крупы берем. Огород возле дома полторы сотки. Еще есть отдельный огород 6 соток, достался от бабушки, картофель там сажаем. В общем, овощи у нас свои, заготовки на зиму делаем.

– То есть у вас экологически чистое питание. Это принцип такой, чтобы только своя продукция на столе была, или более экономно выходит, чем покупать?

– Не скажу, что по деньгам мы выигрываем, потому что и птенцов покупаем, и корм. Просто своя продукция все-таки надежнее и вкуснее.

– Я слышала, семья большая у вас?

– Трое детей. Старший – сын Дмитрий, 20 лет ему. В этом году окончил Алтайский транспортный техникум, выучился на экскаваторщика и погрузчика. Сейчас работает в хозяйстве у частника, скоро в армию пойдет. Младшие – девочки: 11 лет Веронике и 4 года Арине.

– Чему учите девочек, какие навыки прививаете?

– В первую очередь хозяйственности и самостоятельности. Арина со мной уже посуду моет. Вероника с заготовками помогает. Я ей, например, овощи намою, начищу, она приезжает из школы и все перекручивает. Я вечером прихожу, варю, по баночкам разливаю, закручиваю. Ягоду вместе собираем, огурцы, помидоры.

Жалко, в поселке мало детей, и те в основном мальчишки, так что у девочек и подружек-то нет. Зато родственников много. В этом плане наши дети сызмальства знают, что такое большая родня. Младшая дочь любит у них гостить, и мы с мужем спокойны, что она под присмотром.

– Получается, вы – образец сельской женщины: заняты в сельском хозяйстве, многодетная мама. В таких простых вещах и скрывается самая суть жизни, согласитесь. Скажите, в целом вы счастливы?

– Да. Мы живем просто, но так жили наши родители, а до них – их отцы и матери.

Источник: Хлебороб Алтая

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь