Чеченская война закончилась одиннадцать лет назад. Казалось бы, многое уже забылось и стерлось из памяти, но нет… Для сотен тысяч участников и свидетелей этих событий все было как вчера.
Евгению Кожемякину было всего девятнадцать, когда их полк отправили в командировку в Чеченскую Республику.
– В армию меня призвали в 1995 году, служил во внутренних войсках в городе Чебоксары (Чувашия), – рассказывает Евгений. – Почти сразу же нас начали готовить к командировке в Чечню, там уже шли боевые действия. Мы знали, домой можем не вернуться, и, если честно, от этой мысли становилось еще страшнее. Но приказы командования не принято обсуждать.
В конце декабря 1995 года полк особого назначения, в котором служил Е. Кожемякин, прибыл по месту назначения – Северо-Кавказский округ, город Грозный. Пройдя инструктаж, молодые парни приступили к выполнению служебно-боевых задач.
– Один батальон, милицейский, стоял в Грозном, а наш, оперативный, дислоцировался у станицы Ассиновская. Обороняли высоту, – продолжает собеседник. – Позже нас перекинули в Бамут – это небольшое село на самой границе с Ингушетией.
О том, что было дальше, Евгений предпочел не рассказывать. Говорит, пережить это еще раз, пусть даже в воспоминаниях, слишком тяжело. Да и не хочется. Только прочитав исторические хроники, становится понятно почему: битва за Бамут – тяжелейшее и самое длительное сражение первой чеченской, оно длилось больше года. Само село так пострадало в боях, что восстановить его удалось лишь к 2014 году.
– Наш батальон понес большие потери, домой вернулись не все, – говорит Е. Кожемякин и опять берет паузу. – Было страшно. Десять месяцев, которые я провел в Чечне, показались вечностью.
Вернувшись после службы в Родино, молодой человек еще долго не мог привыкнуть к обычной жизни – жизни, где не свистят пули над головой, не разрываются боевые снаряды. А когда шел по улице, постоянно смотрел под ноги, чтобы не нарваться на «неприятности».
С тех пор прошло уже больше двадцати лет. У Евгения семья – любящая жена, которая, кстати, тогда дождалась его из армии, и взрослая дочь. Жизнь идет своим чередом. Но в памяти навсегда останутся десять месяцев войны… Их невозможно забыть, стереть или просто взять и вычеркнуть.
– Война многому учит, и в первую очередь – ценить жизнь. Это главный урок, который я вынес после участия в чеченской кампании, – считает Е. Кожемякин.
Мы задали вопрос Евгению Кожемякину:
– Дайте совет новобранцам, которые пойдут служить в армию.
– Я думаю, надо смотреть на армию как на возможность получить новые знания и навыки, которые потом пригодятся в жизни. Только надо идти в армию с хорошим настроем и служить, не вычеркивая каждый день на календаре, а во все вникая, детально разбираясь.
Анастасия ПОЛЯЙКИНА.