“Будут ещё облака и в поле весеннем цветы” – о настоящем родительском подвиге

Фото: газета “Новое время”

“Будут ещё облака и в поле весеннем цветы”, — тихим ласковым голосом запела Светлана Максимова свою любимую песню и похлопала по руке Пашу. Сын перевернулся, зевнул и простонал во сне. «Завтра надо будет повторить упражнения для ног, — подумала женщина, — как же там Маша? Сегодня ещё не звонила, доченька моя… Позже наберу, время ещё есть. Спи, мой сыночек, спи, мой родной». И в голове одна за другой возникли картины жизни, как училась в школе, как хотела стать артисткой, как встретились с Сергеем, как на свет появились сначала Маша, потом Паша. Вся жизнь, как один миг…

Родилась и выросла Светлана Максимова в Заринске. Здесь ходила в школу, здесь нашла себе друзей, здесь жила вся её семья. С детства девочка мечтала стать артисткой, брала в руки микрофон, вставала перед зеркалом и запевала как настоящая певица. О любви, о маме, о природе… Но после школы родители решили, что поступать дочери нужно ни в институт культуры, ни в колледж, и вообще в учреждение, не имеющее отношение к музыке — Новосибирский педагогический институт. «Станешь учителем, а всем остальным можешь потом заниматься, учись, дочка» — благословила мама. И осталась мечта Светланы навечно мечтою.

По окончании института получила специальность учителя химии, биологии. Вышла замуж. Большой город обещал большие перспективы, но из Заринска пришли тяжёлые новости — маме было совсем плохо, а дома брат, которому на тот момент было всего 10 лет, и сестра – студентка – Елена училась в педагогическом колледже на учителя музыки. Нужно возвращаться в родительский дом. Приехали вместе с Сергеем, он сразу нашёл работу, устроилась в школу и Светлана. Говорят, пути Господни неисповедимы, мама ушла из жизни, и воспитанием младшего брата занялась молодая семья, рано почувствовав на себе большую ответственность за близкого человека.

Совсем скоро на свет появилась Маша — как солнышко загорелась на небосводе, светлая, улыбчивая девочка. Началась у Максимовых новая жизнь, с пеленками, сосками и подгузниками. В три  года девочка уже освоила микрофон. Вставала посреди зала и пела, никого не стесняясь, никого не боясь. Тихонько рядом подпевала мама — кому, как не ей, закончившей в своё время музыкальную школу, было не знать, попадает ли дочка в ноты, ту ли тональность берёт. Музыка жила глубоко в её душе, и любимая дочка с трёх лет начала реализовывать то, что когда-то не смогла она.

Ещё два года после декрета Светлана работала учителем, а потом ушла… Сначала устроилась на кондитерский комбинат, потом в местный Дом культуры заведующим сектором по работе со взрослым населением. Эту должность она приняла, как подарок судьбы – вот где можно было самореализоваться, раскрыть свои способности, заняться, наконец, любимым делом. Тем более, рядом работала младшая сестра. Музыка снова увлекла ее, открыв завесу в удивительный мир творчества, такой живой, такой неповторимый. Она даже вместе с Еленой организовала детскую группу «Созвездие» и стала преподавать вокал. Всегда рядом с ней была сестра, которая тоже хорошо пела, и любимая семья.

Когда подошло время рожать второго ребёнка, Светлана не задумывалась, что что-то пойдет не так. Дочка Машенька развивалась хорошо, никаких отклонений не было. Но роды начались раньше срока. И больницы, больницы… Первые два месяца женщине никто не говорил, что происходит с её сыном. Она стала догадываться сама — у ребёнка проблемы со здоровьем. Ведёт себя не так, как старшая сестра в этом возрасте. И ей озвучили страшный диагноз «ДЦП».

Тяжело приняла новость семья. Светлана думала и плакала, плакала и думала: «За что, Боже, за что мне такое испытание?». Но по мере того, как рос малыш, со своей участью мама смирилась. Привыкла к мысли, что у неё необычный ребёнок. Привыкли к этому муж Сергей и дочь Машенька. Теперь вся их жизнь принадлежала этому маленькому человечку. И семья начала борьбу за жизнь и здоровье Паши.

Куда только не ездила Светлана, кому не звонила, чтобы узнать, как лечить, чем лечить, чтобы ребёнок встал, чтобы он заговорил. Сегодня ей казалось, что узнала уже всё, а завтра просыпалась и начинала искать новые клиники, новых врачей. Её утешало только то, что интеллект у ребёнка сохранён, значит, есть шанс, значит, будет жить. Только надо работать и работать над ним, над собой, над всем, что происходит вокруг. Теперь это её судьба, её предназначение. И Светлана стала планировать свою жизнь. В первые пять лет нужно было научить Пашу сидеть, ползать, кушать. В следующие пять лет передвигаться в ходунках, разговаривать, общаться с людьми.

Семья окружила малыша любовью и заботой. Параллельно с борьбой за его выживание мама продолжала работать над творческим ростом любимой дочери. Светлана чувствовала, что у Маши есть талант, и его нужно развивать. Песни в домашнее караоке, занятия вокалом — девочка продолжала учиться петь, и мама направляла её в нужное русло. Благо, талант, переданный от родителей и дедушек с бабушками, помогал в этом.

Параллельно Светлана продолжала изучать болезнь Паши и знакомиться с новыми методиками борьбы с его недугом. Когда мальчику исполнилось пять, она решила купить ему ортопедический велосипед. Стоил он недёшево, но, по отзывам, мог помочь ребёнку передвигаться. И тут на помощь пришла совсем ещё юная Маша, мама предложила ей: «Давай организуем благотворительный концерт. Твой, сольный». И дочь согласилась. Они вместе загорелись этой идеей, обсудили все нюансы с руководством Дома культуры и получили разрешение.

К этому времени Маша уже несколько лет посещала музыкальную школу, пела на сцене. Артистка вполне могла собрать публику. Долго и щепетильно вместе с мамой Маша оттачивали номера, а в репертуаре 14-летней девушки их уже было немало, искали подходящие костюмы, занимались рекламой, чтобы зал не был пустым, чтобы люди пришли и увидели, какая талантливая девочка живет в их микрорайоне, а самое главное — почувствовали, как семья может сплотиться в борьбе за здоровье ребенка. И концерт удался! Город у нас замечательный, в котором живут много добрых, отзывчивых людей. На просьбу о помощи откликнулись другие творческие коллективы. Два часа на одном дыхании зритель смотрел номера и композиции, подготовленные с любовью. Таким образом, часть денежных средств была собрана. Помогли спонсоры и компания, в которой трудится Сергей. Велосипед у Паши появился, и он сразу полюбил его. «Я хочу ходить! » — эти три слова мальчик все ещё произносит, как молитву, и медленно продолжает борьбу за каждый шажочек.

Когда Маша заканчивала 11 класс, а училась она на одни «пятерки», у неё с мамой состоялся серьёзный разговор. «А тем ли я занимаюсь? » — спросила она Светлану, готовясь к очередному экзамену по химии. Да, родители решили отправить её в медицинский институт. И тут Светлана вспомнила, как сама много лет назад ошиблась с профессией, как в один момент перечеркнула всю свою жизнь, и посоветовала дочери поступать в институт культуры. Да, профессия режиссера — творческая, и возможно, не принесет материального благополучия. Но она хоть как-то касается того особенного мира, в котором жила её дочь. И Маша поступила в Алтайский государственный институт культуры. Состоялся второй сольный концерт. Он в очередной раз помог Светлане окунуться в самую глубину искусства, а Маше еще раз убедиться, что она может и умеет быть артисткой, что она состоялась и утвердилась в этой роли.

С годами в доме Максимовых появлялось все новое оборудование для Паши – иппотренажер, ходунки, виброплатформа, беговая дорожка. Где находили средства, как выживали на одну зарплату папы, это останется в истории семьи. Но Светлана понимала, что чем больше она занимается с сыном, тем сильнее эффект. Мамочки, с которыми общалась по переписке, делились советами, подсказывали, что нужно делать, подавали идеи, какую технику лучше приобрести, чтобы мальчику было лучше. И женщина слушала их, изучала интернет. И по нескольку раз в год возила сына то в Москву, то в Новосибирск. Тоже платно, но это было одним-единственным выходом, чтобы пробудить в ребенке уснувшие рефлексы. Помогал благотворительный фонд компании, где трудится глава семейства.

Время показало, что усилия были не напрасны. Мальчик стал говорить – не совсем понятно, но произносил слова, обращался к родителям и сестре. Стал пытаться держать ложку, бороться сам с собой, чтобы попить из стакана воды или встать на ноги. Каждый день, каждый час Светлана продолжала заниматься с сыном. И любой его, даже самый мизерный, успех становился огромной победой, как для самого ребенка, так для его мамы. Но все радости и счастливые моменты жизни перекликались со страшными минутами его эпилептических приступов. Когда Светлане казалось, что это последние секунды его жизни, что это конец… Она звонила в скорую и молилась, чтобы все обошлось, чтобы сынок очнулся и снова жил, жил назло всем и вопреки всему. Как будто не оборвалась пуповина много лет назад, а навечно связала его с матерью, соединив воедино хрупкую, но такую сильную женщину, и маленького, но такого стойкого ребенка.

Пришло время поступать в школу. Семья долго не могла понять, как это сделать лучше? Дистанционно? Надомно? А может, как все? Помогла программа реабилитации детей с ДЦП. Специалисты барнаульского лицея установили все необходимое оборудование, и в комнате Паши появился настоящий кабинет для уроков. Через экран компьютера он стал видеть незнакомых ему людей и начал общаться с ними, букву за буквой осваивая алфавит, печатая целые слова. С 10 до 17 часов вечера — столько времени занимает каждый учебный день Паши. Это серьезный труд, который он проходит вместе с мамой и педагогами, становясь старше и умнее.

Каждый день ребенка, больного ДЦП, — это подвиг его и его родных. Утром мальчика нужно умыть, одеть, накормить, позаниматься с ним физкультурой — пропускать занятия никак нельзя — организм ребенка растёт, а мышцы не всегда успевают за этим процессом. И нужны тренировки, нужна сила воли близких людей, чтобы потянуть мальчика, провести ему растяжку, разработать мышцы. И это ежедневно. Глядя, как тяжело Светлане, когда дома, помогает ей в этом любимая дочь. Она сильно жалеет маму и всегда спешит ей на помощь.

Сегодня Паше 11 лет. Очередной рубеж в жизни Светланы преодолен. Началась новая пятилетка, в которой он должен, по ее мнению, научиться еще очень многому. Она искренне верит, что та часть мозга, которая когда-то подвела его, оживет, начнет расти и дарить ее сыну новые радости жизни. Нужно просто немного потерпеть, и все получится.

Маша приезжает домой часто, сейчас временно находится на дистанционном обучении. Она, как искорка, разжигает в маме новый огонек и дарит ей минуты счастья, когда можно отключиться от всех забот и домашних проблем и просто позаниматься музыкой – тем, без чего Светлана не может жить. Вместе эти две подружки придумывают новые программы, ищут песни, которые никто не слышал, изучают знакомый зрителям репертуар. А еще… Мечтают, как когда-то Маша поедет в Москву, станет учиться у настоящих вокалистов и покорит сердца миллионов зрителей. Ведь в ней поселилась та самая Светлана, которой было 20 лет, и которая мечтала стать артисткой. А они с Пашей и папой Сергеем ее подождут. Лишь бы все получилось.

…Светлана закрыла глаза и заплакала. Нет, она совсем неслабая женщина и не ждет ни от кого помощи. Да и жалость чужую она не приемлет. Ей очень многое нужно успеть – освоить руль – без автомобиля в наше время никак, помочь Маше заработать все награды, которые позволят в очередном учебном году получать повышенную стипендию, одарить вниманием мужа – забот не на пять, а на сто лет вперед. Она полна любви к своим близким, веры и надежды, что ее дети будут счастливы, что все у них сложится. «Будут еще облака и в поле весеннем цветы»…

Источник: газета “Новое время”

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь